Заполните форму обратной связи
В ближайшее время мы с Вами свяжемся

ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
ЧАСТЬ II


80-е
продолжение...
Еще одна работа, без которой невозможно представить белорусскую анимацию того времени - результат Виктора Довнара и Натальи Лось, "зеленая" кукольная сказка "Осторожно! Караси!" (1987 год).

В кукольных фильмах всегда есть сложность – декорации! От них зависит атмосфера картины: баланс конкретики и условной образности.
"Осторожно! Караси!" (1987)
Молодой мелиоратор приезжает на бульдозере в деревню Караси, чтобы осушить озеро Караси, а встретили его кто? Правильно! Караси! Только не рыбы, а белорусы, которые просто так свое не отдадут.
«В ходе съёмок мой муж Виктор, мультипликатор, придумал удивительное приспособление для больших панорам. На него подвешивалась камера и снимала сверху. Это придумка очень пригодилась в сценах, где водитель убегает от комара-дельтапланериста.
В фильме было много сцен, связанных с водой. Плывущие персонажи снимались среди целлофановых волн, брызги и все поверхности воды создавались только движением прозрачного целлофана и листов целлулоида. Подводные съёмки велись на плоском мультстанке, со стёклами-ярусами».

Наталья Лось

1988. "Сны поздней осени" Татьяны Житковской – пример авторской белорусской анимации высочайшего уровня. Чтобы попытаться раскрыть тему поиска смысла жизни, автор обращается к научно-популярному кино, специальной литературе, например, о структуре маленькой клетки и целой Вселенной. В итоге притча о старике приобрела характер исследования взаимоотношений Природы и Человека. Пока насекомое в белой капсуле постепенно превращается в бабочку, расправляет крылья и взлетает, человек проживает свою жизнь. Вторая часть картины (старик видит в окне женщину) созвучна с картиной Волчека "Каприччио" (См. Ч1)
90-е
"Лихие" девяностые для белорусской анимации оказались положительно лихими: это время экспериментов и творческого поиска. Кукольные мультфильмы сменяются мультфильмами-коллажами и тише…КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКОЙ! Все эти пробы и новшества направлены на новый виток национальной идентичности. Экранизируются народные сказки, легенды, притчи, басни. Постепенно аниматоры модернизируют мифологию, используя в своих лентах современные образы. А мультфильмов для детей становится больше!
1990. К сказочным мотивам обращается известный белорусский аниматор Евгений Ларченко, мастер кукольного жанра. Его фольклорная анимация «Покатигорошек» рассказывает юным зрителям о сказочном богатыре из белорусской народной сказки Покатигорошке, который родился из горошины. Он отправляется на поиски своей сестры и побеждает Змея Шкурупея, похитившего её.

Е. Ларченко играет со зрителем: он не просто показывает историю, а использует знаковый для белорусской культуры элемент – батлейку.
1994. Стартует первый белорусско-русский анимационный сериал Александра Ленкина «Реактивный поросенок». Нет, это не «Свинка Пеппа»! Это история веселой хрюшки и ее друзей-зверей для ребят постарше.
Освоив техники кукольной, рисованной, перекладной анимации, Ленкин одним из первых белорусских авторов обратился к компьютерной стилистике в ленте «Приключения Синдбада-морехода», сделанной в 1997 году на московской студии.
Несмотря на общее депрессивное состояние анимационной отрасли на всем постсоветском пространстве, середина и вторая половина 90-х оказались временем проснувшихся надежд и развития белорусской анимации. Именно в это время на «Беларусьфильме» выходит первая стопроцентно компьютерная анимация режиссера Вячеслава Бакуновича «Милый, милый дом» (1996).
В этом году фестиваль пройдет в конце октября.
1998. Первый белорусский фестиваль анимационного кино «Анимаёвка» в Могилеве.

Идея открытия фестиваля принадлежит режиссёру-аниматору Игорю Волчеку и гендиректору «Могилевоблкиновидеопрокат» Андрею Бычкову.

В 98-м на фестивале было представлено 12 картин, и все они были только от белорусских режиссеров. Сегодня же «Анимаёвка» – международный фестиваль! Участники из России, Казахстана, Польши, Латвии, Украины, Турции и Китая ежегодно привозят свои работы, чтобы их мастерство было оценено по достоинству.
Начало XXI века станет для белорусской мультипликации временем новых форматов. Анимация и национальная самоидентификация, идя бок о бок, громко заявят миру о Беларуси.
Продолжение следует...