Заполните форму обратной связи
В ближайшее время мы с Вами свяжемся






История белорусской мультипликации
Часть I

Анимационная студия "Chin up"
Май, 2021
В этом году белорусская анимация отмечает взрослый юбилей – 50 лет! И хотя СВОЕ историческое начало она берет с 1971 года, истинно белорусский мультфильм, без посредников, будет выпущен в 1972 году, а его спонсором станет ГАИ :)

Обо всем по порядку!

70-е
1971 год. На базе «Беларусьфильма» создается первый белорусский мультфильм – «Незнайка-поэт» по сценарию Н. Носова. Но студию производства не указывали, ведь лента единая – советская.
1-й белорусский мультфильм по сценарию Н.Носова.
1972 год. «Беларусьфильм» не выделяет средства на создание новых мультфильмов, поэтому режиссеру Владимиру Голикову приходится искать спонсоров самостоятельно. И они находятся: первым спонсором белорусской анимации стала ГАИ МВД БССР. И студия выпускает мультфильм «Два взгляда на одно и то же». Историю о водителе-новичке, который нарушает правила дорожного движения еще до появления у него автомобиля.
«Два взгляда на одно и то же» 1972. (Реж. В. Голиков)
В этом же году режиссер выпускает второй мультфильм «Неудачник». История мальчишки, который тратит все свое время на то, чтобы тренировать зверей. Но у него ничего не выходит, потому что всему нужно учиться… Ты имеешь право быть кем захочешь, но для этого все равно нужны знания. Несмотря на то, что мультфильм был создан почти 50 лет назад, а кукольные персонажи не такие яркие, каких современные дети видят ежедневно на экранах мониторов и телевизоров, сюжет актуален до сих пор.
В 1973 году выйдет «Вася Буслик и его друзья» В. Голикова. Но знаменательным станет 1975-й год: выйдет «Квака-задавака» В. Голикова и «Тимка и Димка» его жены – Марты Лубяниковой. Куклы котенка и медвежонка будут специально отшиваться в Москве, а то, что «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…» запомнят дети на всем постсоветском пространстве на долгие годы, еще и донесут это до своих детей. Их история продлится еще на 7 сказок.
"Тимка и Димка" 1975. (Реж. М. Лубяникова)
Это было время баланса развлечения и формирования конкретных ценностей. Не только сюжету уделялось много внимания! Чтобы персонажи получались реалистичными, на студии жили ёжики, хомяки и другие звери, с которых потом срисовывали материал. Не забывали и про опыт иностранных коллег, например, уолтдиснеевские фильмы.
Каждый год выпускалось по 1-2 картины. В 1978 году на экраны выходит первый мультфильм с белорусским национальным колоритом «Дудка-веселушка» – работа по мотивам белорусских народных сказок и песен.
Сегодня кто-то сочтет эти мультфильмы слишком советскими, а потому неинтересными. Мы же предлагаем взглянуть на картины с точки зрения национального самосознания. Да, была идеология и пропаганда. Но не была забыта самобытность народно-поэтического творчества. Картины белорусских режиссеров-аниматоров тех лет выбирали персонажами обычных людей: крестьян, мастеровых, солдат.
«Например, в мультипликационном фильме «Косарь-богатырь» (реж. Л. Шукалюков, 1976 г.) главным действующим героем является простой деревенский житель – Федор Набилкин, победивший страшного Змея и целое войско неприятелей только благодаря природной смекалке.

В отличие от российской анимации, богатыри которой выглядят очень мощными, крупными и сильными («Сеча при Керженце», реж. Ю. Норштейн, 1971 г.), белорусские богатыри более слабые, внешний вид у них не соответствует богатырскому «имиджу», и победить врагов они способны лишь с помощью своего ума и врожденной хитрости.

Так, в картине «Дудка-веселушка» (реж. Е. Ларченко, 1978 г.) по мотивам белорусской народной сказки речь идет о простом крестьянине, который с помощью волшебной дудки помогает своим односельчанам избавиться от жестокого воеводы.»
Е. В. Голикова-Пошка
Эти и другие мультипликационные фильмы, снятые по фольклорным мотивам отличаются юмором и шутками, пестрят народными поговорками и прибаутками, характерными только для белорусской национальной культуры.

Белорусская анимация того времени – это не просто сказки и песни «про мужиков в лаптях». Жанровая составляющая мультфильмов разнообразна: легенды, скетчи, новеллы, сатирические сказки, комедии и др
80-е
1986. V съезд Союза кинематографистов СССР – намек на творческую свободу, отсутствие цензуры. Но романтическая вера в светлое будущее не совсем себя оправдала. Спустя несколько лет именно за критику «новой самостоятельности», а точнее ее отсутствия, худрука «Беларусьфильма» Олега Белоусова отправили в бессрочный отпуск.
Нехватка кадров и средств сказывалась и на уровне анимации. В 1989 году было решено открыть двухлетние курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. А на специальность 'режиссер-мультипликатор' претендовало 74 человека на место.
«Ковбойские игры» 1985 (реж. Белоусов). Главный герой картины появляется в клубе игровых автоматов, где ему предлагают стать «ковбоем». А что будет, если заменить игрушечный пистолет на настоящий? «Ковбойские игры» -- история очередного потерянного поколения.

Картина была отмечена специальной наградой в Алма-Ате на Всесоюзном кинофестивале.

«Куб» 1988 (реж. Белоусов). Свежий глоток в белорусской анимации. Фильм посвящен памяти трагически погибшего молодого белорусского художника Юниса Сандгазина. После него осталось тысяча рисунков, выстраивающихся в четкую сюжетную линию – человек, испуганный многообразием и сложностью современной жизни, отгораживается от нее, замыкается в самом себе. (18+)
1988. Выпуск альманаха "Крокі", который стал смелым заявлением о себе творческой молодежи (художников и режиссеров). Состоял он из трех рисованных мультфильмов: "Уцякач", "Заўжды", "Рыса". Связаны истории общей тематикой: взаимоотношение человека и общества.
В это время появляется новый для белорусской анимации жанр - АВТОРСКАЯ МУЛЬТИПЛИАЦИЯ.
Мультфильм, созданный в технике движения песка, является дипломной работой Елены Петкевич. Выпускница Высших режиссерских курсов переработала одноименную повесть А.Погорельского.

«Лафертовская маковница» (1986 год) . Реж. Елена Петкевич
Прорыв 1986 года - работа "белорусского Достоевского анимации" Игоря Волчека. Философская драма "Каприччио" заставляет задуматься зрителя о смысле жизни.
По сюжету немолодой мужчина решает переосмыслить пройденный им жизненный путь и тщательным образом проанализировать его. В первую очередь, в его памяти всплывают воспоминания о его удачах и прекрасных мгновеньях. После он начинает вспоминать нелицеприятные моменты разочарования, которых у него было довольно - таки немало. И на протяжении всей ночи он будет повсюду видеть прошлое.
Переосмысление воспоминаний наведет героя на вопрос: "Что будет дальше?".

The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution