XXI век стал для белорусской анимации семейным: выходит все больше мультфильмов на белорусском языке о белорусской культуре и истории. Но работы эти не только для школьников.
Масштабная работа того времени «Аповесць мінулых гадоў» (2007) – история Беларуси глазами студии «Беларусьфильм», над которой работали 9 знаменитых режиссеров! Серия исторических познавательных мультфильмов, созданная в смешанной технике, рассказывает о происхождении гербов белорусских городов.
Михаил Тумеля, Владимир Петкевич, Ирина Кодюкова, Игорь Волчик, Александр Ленкин, Наталья Костюченко, Наталья Хаткевич, Евгений Надточей, Татьяна Кублицкая.
В 2008 году свет увидела более яркая работа Михаила Тумели«Выцананкі-прымаўкі», выполненная в технике вытынанка (узоры, ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани и кожи). Например, зимой на окнах белорусских школ можно часто встретить вытынанки и сегодня.
Но не только об истории рассказывает белорусская анимация. Это было бы слишком просто и скучно для создателей. Да, традициям и культурному коду все так же отводится огромное место, но материал носит уже более развлекательный характер. На протяжении 10 лет (2003-2013) детей и их родителей радует веселый "Нестерка". Его оптимизма и жизнелюбия хватает на то, чтобы выпутаться из любой щекотливой ситуации, куда герой попадает весьма часто.
Имя Александра Ленкина сегодня известно каждому, кто хоть как-то связан с анимацией. Безусловно, экранизированные белорусские притчи "Птаха" (2010) і "Дзед" (2012) являются своеобразными визитными карточками режиссера и белорусской культуры в целом.
История о том, что порой старые обычаи идут вразрез с понятиями любви, семьи и заботы. Картина "Дзед" – история о том, как семья наперекор древнему обычаю не избавилась в голодные времена от старого родственника, а спрятали его от чужих глаз. Умудренный опытом старик не раз помогал семье своими советами. Но все тайное становится явным. Прознали люди о помощи деда и решили отменить старый обычай. С тех пор было принято почитать и уважать стариков.
Согласитесь, что сюжет притчи нельзя назвать детским, но талант Ленкина заключается в том, что он находит «слова» для зрителей любого уровня и возраста.
Позже для массового зрителя выходят смешные мультсериалы «Приключения реактивного поросенка» (веселые истории про хрюшку Нюшку и ее друзей) и «Рыбка по имени нельзя» (главный герой – шустрый Карасик). Картины содержат в себе все, что мы любим: беззлобный юмор, отсутствие назидательного тона. Дети – серьезные критики. И если они заметят какой-то «подвох» с нравоучениями, то они просто не будут смотреть эти картины. Следовательно, такие коммерческие проекты ждет провал.
На основе сюжета еще одной белорусской сказки в 2012Татьяна Кублицкая презентует своего «Піліпку» всему МИРУ. Это не просто громкие слова. История о маленьком добром мальчике, который смог растопить сердце Бабы-Яги известна даже на просторах США (была удостоена Гран-при на конкурсе анимационных фильмов).
Вообще на тему роли женщины в белорусской анимации можно писать исследовательские работы. Потому что их фильмы многогранны и известны далеко за пределами Родины. Это не только милые сказки или обучающие мультики для детей. Ирина Кодюкова – представитель авторской анимации. Это значит, что в ее работах сплетаются воедино известные легенды с личной философией и мировоззрением, основанной на христианских ценностях. Смелая лента «Легенда о леди Годиве»(2004) знакомит нас со старой англо-саксонской легендой о графине Леофрике, которая голая проехала по улицам города в знак того, чтобы правитель (ее муж) снизил огромные налоги для своих поданных.
Мультфильм до сих пор вызывает споры у зрителей. Все дело в том, что по легенде была договоренность с простыми людьми, что в тот момент, как графиня будет перемещаться по улице, они закроются в своих домах, чтобы не смущать госпожу. И тут у некоторых зрителей возникает претензия, что в мультфильме народ не сделал этого. На наш взгляд, что эти доводы подкреплены нежеланием видеть детали. Обратите внимание, как персонажи опускают головы и закрывают лица руками.
«Легенда о леди Годиве» входит в «Рождественский цикл» Ирины Кодюковой. Также туда входят мультфильмы: «Святочные рассказы: рождественское» (1994 год), «Святочные рассказы: метель» (1994 год), «Девочка со спичками» (1996 год), «Удивительный ужин в сочельник» (1999 год), «Притча о Рождестве» (2000 год), «Сестра и брат» (2002 год).
Режиссер Елена Петкевич также является авторитетом в белорусской анимации со своими мультфантазиями. Тематика ее многих работ – искусство (живопись, музыка). «Сказки старого пианино. И.С. Бах» (2011), «Сказки старого пианино. Иоганн Штраус» (2015) –мультфильмы о жизни и творчестве знаменитых композиторов. А работа «Марк Шагал. Начало» (2016) покажет воспоминания самого Шагала о своем детстве, о любимом городе – Витебске, о семье. Также зритель сможет понять, как начиналось становления художника как единицы.
Одна из последних работ Елены Петкевич – «Я тайнуў глыбіні душы хаваю» (2020). Мультипликационный подход помог изобразить жизнь и воспоминания Максима Богдановича метафорично. Что делает работу интересной и удобоваримой, а не сухим пересказом дат и биографичных фактов белорусского классика.
Что белорусская анимация предлагает сегодня?
Беларусьфильм продолжает творить и идет в ногу со временем. Например, в прошлом году вышел первый 3D-мультфильм «Звезды седьмого неба». Работы наших режиссеров и аниматоров продолжают побеждать на международных конкурсах.
Коммерческие студии делятся на тех, кто полностью ушел в творчество (студия Plumus), либо кто пытается совмещать создание анимационной рекламы и производство мультсериалов для детей, например, Cubincup.
Команда Chin Up тоже не осталась в стороне. На нашем счету 3 мультсериала для детей: «Предки», «Волшебная книга МЧС» и полюбившаяся детям и их родителям «Команда 99».