ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
ЧАСТЬ II


В прошлой статье мы начали рассказывать об истории белорусской анимации, и рассматривали ее ярчайшие примеры. Пришло время продолжить наше путешествие.
80-е
продолжение...
Еще одна работа, без которой невозможно представить белорусскую анимацию того времени – результат Виктора Довнара и Натальи Лось, "зеленая" кукольная сказка "Осторожно! Караси!" (1987 год).

В кукольных фильмах всегда есть сложность – декорации! От них зависит атмосфера картины: баланс конкретики и условной образности.
"Осторожно! Караси!" (1987)
Молодой мелиоратор приезжает на бульдозере в деревню Караси, чтобы осушить озеро Караси, а встретили его кто? Правильно! Караси! Только не рыбы, а белорусы, которые просто так свое не отдадут.
«В ходе съёмок мой муж Виктор, мультипликатор, придумал удивительное приспособление для больших панорам. На него подвешивалась камера и снимала сверху. Это придумка очень пригодилась в сценах, где водитель убегает от комара-дельтапланериста.
В фильме было много сцен, связанных с водой. Плывущие персонажи снимались среди целлофановых волн, брызги и все поверхности воды создавались только движением прозрачного целлофана и листов целлулоида. Подводные съёмки велись на плоском мультстанке, со стёклами-ярусами».

Наталья Лось

1988. "Сны поздней осени" Татьяны Житковской – пример авторской белорусской анимации высочайшего уровня. Чтобы попытаться раскрыть тему поиска смысла жизни, автор обращается к научно-популярному кино, специальной литературе, например, о структуре маленькой клетки и целой Вселенной. В итоге притча о старике приобрела характер исследования взаимоотношений Природы и Человека. Пока насекомое в белой капсуле постепенно превращается в бабочку, расправляет крылья и взлетает, человек проживает свою жизнь. Вторая часть картины (старик видит в окне женщину) созвучна с картиной Волчека "Каприччио" (См. Ч1)
90-е
"Лихие" девяностые для белорусской анимации оказались положительно лихими: это время экспериментов и творческого поиска. Кукольные мультфильмы сменяются мультфильмами-коллажами и тише…КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКОЙ! Все эти пробы и новшества направлены на новый виток национальной идентичности. Экранизируются народные сказки, легенды, притчи, басни. Постепенно аниматоры модернизируют мифологию, используя в своих лентах современные образы. А мультфильмов для детей становится больше!
1990. К сказочным мотивам обращается известный белорусский аниматор Евгений Ларченко, мастер кукольного жанра. Его фольклорная анимация «Покатигорошек» рассказывает юным зрителям о сказочном богатыре из белорусской народной сказки Покатигорошке, который родился из горошины. Он отправляется на поиски своей сестры и побеждает Змея Шкурупея, похитившего её.

Е. Ларченко играет со зрителем: он не просто показывает историю, а использует знаковый для белорусской культуры элемент – батлейку.

1994. Стартует первый белорусско-русский анимационный сериал Александра Ленкина «Реактивный поросенок». Нет, это не «Свинка Пеппа»! Это история веселой хрюшки и ее друзей-зверей для ребят постарше.
Проект, на создание которого ушло четыре с половиной года, состоит из четырех частей. Каждая часть – отдельная история. Кто-то может усмотреть в этой серии продолжение приключений другого известного поросенка – Фунтика.
Освоив техники кукольной, рисованной, перекладной анимации, Ленкин одним из первых белорусских авторов обратился к компьютерной стилистике в ленте «Приключения Синдбада-морехода», сделанной в 1997 году на московской студии.
Несмотря на общее депрессивное состояние анимационной отрасли на всем постсоветском пространстве, середина и вторая половина 90-х оказались временем проснувшихся надежд и развития белорусской анимации. Именно в это время на «Беларусьфильме» выходит первая стопроцентно компьютерная анимация режиссера Вячеслава Бакуновича «Милый, милый дом» (1996).
В этом году фестиваль пройдет в конце октября.
1998. Первый белорусский фестиваль анимационного кино «Анимаёвка» в Могилеве.

Идея открытия фестиваля принадлежит режиссёру-аниматору Игорю Волчеку и гендиректору «Могилевоблкиновидеопрокат» Андрею Бычкову.

В 98-м на фестивале было представлено 12 картин, и все они были только от белорусских режиссеров. Сегодня же «Анимаёвка» – международный фестиваль! Участники из России, Казахстана, Польши, Латвии, Украины, Турции и Китая ежегодно привозят свои работы, чтобы их мастерство было оценено по достоинству.
За пределами своей Родины белорусские аниматоры также получали высокую оценку за свой профессионализм. Их высокий уровень эстетики отмечался на различных кинофестивалях Европы и Америки.
Начало XXI века станет для белорусской мультипликации временем новых форматов. Анимация и национальная самоидентификация, идя бок о бок, громко заявят миру о Беларуси. Но почему людям, которые завоевывают призы на мировых аренах, так сложно заявить о себе дома и заработать средства? О том, как обстоят дела на современном анимационном рынке вы узнаете в следующей статье.

Продолжение следует...